Новости

ДАКАР: День отдыха

39Просмотры

Регламентные работы с машинами, запланированные задолго до «выходного», выполнялись по заранее составленной схеме. За годы выступления на трансконтинентальных марафонах «ДАКАР» и «Шёлковый путь» инженеры команды прекрасно понимают, какие детали, узлы и агрегаты требуют превентивной замены и ревизии.

Сергей Вязович, после инцидента с автомобилем, заблокировавшим проезд в узком русле реки, был «сдвинут» в итоговой классификации на несколько позиций вниз. Это случилось в следствии того, что всем грузовикам, стоявшим в высохшем русле реки в ожидании свободного проезда, нейтрализовали время. Но впоследствии коллегия спортивных комиссаров компенсировала время экипажу #512 и на данный момент Вязович «поднялся» на третье место в зачете грузовиков в генеральной классификации гонки.

Сергей Вязович, пилот, руководитель команды: “Сегодня день отдыха, мы осматриваем и проводим регламентные работы с каждым «боевым» грузовиком. Уже пятый год команда «МАЗ-СПОРТавто» сотрудничает с компанией «Газпромнефть — смазочные материалы» и четвёртый раз на «ДАКАР» с нами выезжают технические специалисты мобильной лаборатории G-Energy. Команда использует все технические жидкости линейки «Газпромнефть-смазочные материалы». Нареканий ни разу не было, плюс очень удобно то, что последние годы у нас на бивуаке всегда есть специалисты мобильной лаборатории, чьи инженеры позволяют нам видеть развернутый анализ по маслу и техническим жидкостям. Это может предотвратить крупные поломки. Инженеры компании нам сигнализируют, когда анализ масел выдает результат, говорящий о назревающей поломке того или иного элемента. Это, конечно, неоценимая польза, помимо того, что мы используем качественный продукт, вот такой еще супер бонус в виде лаборатории».

То, что происходит на бивуаке команды «МАЗ-СПОРТавто» можно назвать уникальным экспериментом. Представители «Газпромнефть – смазочные материалы» выезжают на «ДАКАР» вместе с командой «МАЗ-СПОРТавто» и проводят мониторинг смазочных материалов и технических жидкостей, производства компании.

На первый «ДАКАР» инженеры отправились с одним прибором — инфракрасным спектрометром, и тогда команда «МАЗ-СПОРТавто» впервые поехала на продукте российского производства — все три двигателя использовали масла G-Energy. Уже тогда команда могла получать отчет как ведет себя масло в экстремальных условиях работы — окисляется, стареет, как сохраняет свои моющие свойства и так далее. Можно было уже тогда говорить о качестве воздушно-топливной смеси по накоплению сажи, о работе топливной аппаратуры, о наличии самого топлива в смазочном материале, попаданиям антифриза и прочим тонкостям, которые не определить «на глаз».

На «ДАКАРе» 2017 оборудование мобильной лаборатории пополнилось уже рентгенспектрометром, он позволил в полевых условиях определять наличие микрочастиц металлов, износа деталей трения, наличии или изменения состава присадок в смазочном материале.

Станислав Дорошенко, заместитель начальника инженерно-технического управления компании «Газпромнефть — смазочные материалы»: «После прошедших дней гонки можно уже делать выводы о работе нашей продукции, состоянии двигателя и трансмиссии (трансмиссионные масла применяются командой и в ступице, и в мостах, в раздаточной коробке и коробке передач).

По трансмиссии — там меньше показателей по качеству, — основное — это металлоизносы. Если какой-либо узел начинает работать внештатно — это сразу видно. Если внутри механизма идет разрушение, мы с помощью мобильной лаборатории это диагностируем. Определить его можно в самой начальной стадии, так как пробы масла инженеры берут в конце каждого гоночного дня. Если что-то пошло не так, но по какой-то причине экипаж и механики этого не увидели или не почувствовали, то наш анализ позволяет акцентировать внимание на возникающей проблеме.

Мы постоянно наращиваем техническое оснащение мобильной лаборатории. На «ДАКАРе» 2018 наш арсенал пополнился новым прибором — портативным вискозиметром. Он позволяет определить кинематическую вязкость при 100 и 40 градусах. Кинематическая вязкость — это параметр смазочного материала, который обеспечивает оптимальное давление в системе смазки. Давление в свою очередь отвечает за то, чтобы к нагруженному узлу, трущимся деталям, было подано нужное количество смазочного материала на единицу времени. На изменение вязкости могут повлиять такие факторы, как загрязнение сажей или попадание топлива.

Мобильных приборов, которые бы могли зафиксировать попадание топлива, пока не существует. Но косвенно, по снижению вязкости при 100 градусах, уже можно судить о попадании топлива в систему смазки. А это в свою очередь позволяет предотвратить более крупные поломки, и вовремя произвести регулировку или ремонт топливной аппаратуры. К примеру, сегодня на машине Сергея Вязовича при осмотре ступиц, в работе которых наблюдался перегрев, мы смогли установить, что процесс идет не одинаково в обеих ступицах. Вискозиметр смог наглядно показать, что вязкость ступичного масла была не одинакова.

Испытания в столь жестких условиях дают бесценную информацию о том, как работают наши рецептуры. Мобильная лаборатория позволяет получать информацию о том, как работает продукция и что можно порекомендовать, усилить. Для гонщиков и механиков такая информация — реальное преимущество.

На гонке в этом году идут две параллельные программы испытаний: мониторинг спортивной линейки смазочных материалов, залитых в «боевые» грузовики «МАЗ-СПОРТавто» и мониторинг гражданской продукции, залитой в автомобили технической поддержки команды. Кстати, и трансмиссионные масла, залитые в «боевые» автомобили также из гражданской линейки. Испытания в условиях ралли-рейда позволяют провести исследования в сжатые сроки в разных условиях. К примеру, мы сейчас находимся на высоте 3600 м над уровнем моря, технички также работают в условиях кислородного голодания. Смазочный материал и двигатели работают в условиях экстремального режима».

Команда «МАЗ-СПОРтавто» пользуется сервисом лаборатории, ровно также может сделать любой клиент компании, воспользовавшись услугами диагностического комплекса мобильной лаборатории G-Energy».

13 января участники вновь выйдут на гоночную трассу и сразу после дня отдыха у экипажей начнется марафонский этап, что означает невозможность технического обслуживания в конце дня – все ремонтные работы будут произведены силами экипажа. Представителей прессы, технических специалистов не допустят до бивуака, где остановятся спортсмены.

Источник

Николай Савельев

Добавить комментарий